Вологодский институт развития образования

ВМК психолого-педагогического сопровождения

Главная

Примерное положение о службе психолого-педагогического сопровождения

ПРОЕКТ
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о службе психолого- педагогического и медико-социального сопровождения образовательной организации (далее – Положение) определяет порядок организации и основные направления деятельности службы сопровождения (далее — Службы) образовательной организации (далее — ОО).
1.2. Служба ОО представляет собой объединение специалистов разного профиля (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов) осуществляющих процесс психолого — педагогического и медико-социального сопровождения в образовательной организации (далее – сопровождения).
1.3. Деятельность медицинских работников в рамках сопровождения осуществляется на договорной основе.
1.4. Служба может быть выделена в самостоятельное структурное подразделение ОО (Центр).
1.5. Деятельность Службы ориентирована на обучающихся (в т.ч. на обучающихся с особыми образовательными потребностями), их родителей, административных и педагогических работников ОО.
1.6. Деятельность специалистов Службы осуществляется на основании международных актов в области защиты прав детей: Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о правах инвалидов, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законов РФ «Об образовании в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ, департамента образования Вологодской области, управления образования муниципального района (городского округа), образовательной организации, этических кодексов психолога, социального педагога; настоящего Положения.
1.7. Материально-техническое обеспечение деятельности по сопровождению, штатное расписание Службы осуществляется в пределах финансовых средств ОО.
1.8. Служба сопровождения осуществляет деятельность на основании плана работы на год и текущих запросов субъектов образовательного процесса.
1.9. Основными принципами работы Службы являются:
— приоритет интересов ребенка;
— непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
ориентация на актуализацию и поддержку личностных ресурсов субъектов образовательной деятельности;
— ориентация на работу со значимым окружением ребенка;
— работа по методу междисциплинарной команды;
— добровольность получения психологической помощи;
— рекомендательный характер оказания психологической помощи и услуг.

2. Цели и задачи Службы
2.1. Цель деятельности Службы — обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы (далее – ООП), включая психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с ОВЗ.
2.2. Задачи Службы определяются в соответствии с ООП ОО и реализуются в основных формах сопровождающей деятельности специалистами образовательной организации совместно с социальными партнерами. Задачи Службы корректируются в соответствии с достигаемыми образовательными результатами ОО.
2.2.1. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся.
2.2.2. Обеспечение вариативности направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (обеспечение преемственности уровней образования, участие в проектировании образовательной деятельности, сопровождение программ воспитания и социализации, программ коррекционной работы; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья).
2.2.3. Обеспечение диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации).
2.2.4. Обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и др.).

3. Структура и организация деятельности Службы
3.1. В структуру психолого-педагогической и медико-социальной службы сопровождения обучающихся входят следующие субъекты реализации программ сопровождения: директор образовательной организации, коллегиальный орган (координационный совет, координационно-профилактический совет.), специалисты службы. На основании договорных отношений к субъектам реализации сопровождения могут относиться специалисты ПМСС-центра, базовых образовательных организаций, центра психолого-педагогического сопровождения АОУ ВО ДПО «ВИРО», специалисты иных социальных партнеров.
3.2. Общее руководство и контроль над работой службы осуществляет директор образовательной организации. К полномочиям директора относятся:
– утверждение Положения о психолого-педагогической и медико-социальной службе сопровождения ОО, утверждение вносимых изменений и дополнений;
– утверждение перспективного, годового плана работы психолого-педагогической и медико-социальной службы сопровождения, отчета об исполнении годового плана;
– утверждение графика работы специалистов службы;
– созыв внеочередного заседания коллегиального органа (координационно-профилактического совета и др.);
– заключение договоров с социальными партнерами.
Руководитель в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников службы.
3.3. Коллегиальным органом управления психолого–педагогической и медико-социальной службой является координационный совет (координационно-профилактический совет и др.). В его состав входят заместители директора, специалисты образовательной организации (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, медицинский работник).
Заседания коллегиального органа проводятся в начале и конце учебного года, а также по требованию.
К полномочиям коллегиального органа относятся:
– разработка пакета локальных нормативных документов, иных документов Службы;
– организация деятельности специалистов по сопровождению в соответствии с основными общеобразовательными программами на основе анализа образовательных результатов образовательной организации, рекомендаций муниципального управления образованием;
– организация реализации парциальных программ сопровождения на основании договоров с ПМСС-центром, организациями — социальными партнерами;
– организация деятельности по сопровождению адаптированных образовательных программ на основе договоров между образовательной организацией и ПМСС-центрами, образовательной организацией и специалистами партнерских образовательных организаций;
– организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3.4. Специалисты образовательной организации обеспечивают сопровождение обучающихся с использованием психолого-педагогических, социальных, медицинских технологий. В пределах своих полномочий специалисты проводят диагностику, консультирование, профилактические, коррекционно-развивающие занятия, обеспечивают организацию и проведение психологического просвещения с субъектами образовательной деятельности, экспертизу.
3.5. Педагоги образовательной организации в рамках педагогической деятельности реализуют рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности, проводят диагностику в пределах основных общеобразовательных программ совместно со специалистами образовательной организации, реализуют программы внеурочной деятельности, программы ЗОЖ, профориентационные программы в сотрудничестве со специалистами и другие программы.

4. Формы и виды деятельности Службы
4.1. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение — повышение психолого-педагогической компетентности по проблематике сопровождающей деятельности педагогов, родителей, обучающихся; формирование запроса на деятельность по сопровождению; обеспечение информацией по проблемам психологии, педагогики, здоровьесбережения.
Осуществляется преимущественно через интерактивные методы: мини-лекции с активизирующими вопросами, беседы, семинары, родительские собрания, круглые столы, конференции, родительские клубы, тематические выставки психологической и педагогической литературы, ведение страницы Службы на сайте ОО, ролевые игры, групповые дискуссии, тренинги.
4.2. Психолого-педагогическая и медико-социальная профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинского персонала, других педагогических работников и родителей (законных представителей) ребенка:
− по предупреждению возможных социальных, психологических и медицинских проблем у детей;
− по предупреждению различных видов отклоняющегося поведения;
− по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах;
− по выявлению детей группы риска и обучающихся с особыми образовательными потребностями (по различным основаниям);
− по раннему выявлению соматических заболеваний обучающихся и работников ОО (профилактические медицинские осмотры).
4.3. Консультирование – форма психолого-социально-педагогической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения, сохранения физического и психологического здоровья, применения средств и способов его укрепления:
− информационно-рекомендательное консультирование;
− социально-педагогическое консультирование;
− профессиональное консультирование педагогов;
− личностное консультирование.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
4.4. Психолого-педагогическая коррекция — целенаправленная систематическая работа педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, других педагогических работников с детьми, отнесенными к категории группы риска по различным основаниям (в том числе дети с ОВЗ). Коррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий, деятельности психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк), тематических психологических тренингов, сопровождения адаптированных программ.
4.5. Развивающая деятельность – направлена на формирование УУД (их предпосылок), развитие сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер обучающихся с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого, построение индивидуальных образовательных маршрутов.
4.6. Психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика — изучение индивидуальных особенностей ребенка и его социального окружения с целью:
− выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
− определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционно-развивающей работы;
− выявления детей группы риска, обучающихся с особыми образовательными потребностями;
− выявления ресурсных возможностей социального окружения ребенка;
− информационного обеспечения управления (психолого-медико-педагогический мониторинг);
− определение уровня состояния здоровья обучающихся.
4.7. Психолого-педагогическая и медико-социальная экспертиза – проведение экспертизы образовательной среды с целью принятия управленческих решений и проектирования образовательной деятельности с позиции целевых ориентаций федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). Мониторинг деятельности ППМС сопровождения, удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
4.8. Социально-педагогический патронаж — систематическое наблюдение за обучающимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи; поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве; защита законных прав и интересов несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
4.9. Социальное посредничество (диспетчерская деятельность) – переадресация запроса в случае необходимости оказания помощи специалистами, социальными партнерами вне образовательной организации (психологами, социальными работниками, врачами, юристами, представителями органов власти и обществен¬ности). Осуществляется в ситуации, требующей оказания специализированной помощи, как правило, в отношении детей с ОВЗ, а так же в проблемных ситуациях (конфликтных), не обнаруживающих позитивной динамики в течение месяца.
4.10. Профориентация — активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению через все формы деятельности специалистов Службы.
4.11. Школьная медиация – проведение посреднической деятельности в ситуации урегулирования споров, конфликтов, противоправного поведения или правонарушений несовершеннолетних.
4.12. Организационно-методическая деятельность:
− участие в разработке программ, проектов, планов социально-психологического развития образовательной организации и др.;
− анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов психолого-педагогических исследований;
− методическое обеспечение деятельности ПМПк;
− методическое обеспечение педагогических советов, методических объединений, семинаров-практикумов, конференций по проблемам психолого-медико-педагогического сопровождения, воспитания и социализации.

4. Ответственность работников Службы
В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за:
− неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, законных распоряжений руководителя и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
− соблюдение правил противопожарной безопасности;
− жизнь и здоровье детей во время занятий;
− необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
− соблюдение прав и свобод личности ребенка;
− конфиденциальность полученной при обследовании информации;
− ведение документации и ее сохранность;
− сохранность рабочего места, материальных ценностей;
− за применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка.

5. Документация работников Службы
— Положение о ПМПС.
-Заявления родителей на проведение диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной работы.
— Должностные инструкции.
— План работы на год.
— Отчет о работе за год.
— Протоколы обследований учащихся, мониторинговых исследований, журнал записи психологических консультаций, примирительных бесед, учета индивидуальных и групповых занятий и др.
— Протоколы и журналы ПМПК.
Программы групповых и индивидуальных занятий.
— Режим работы специалистов.
— Социальный паспорт ОО.
— Карта индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
— Приказ о службе ПМПС.
— Карта развития класса.
— Аналитические материалы.
— Циклограммы работы специалистов.
— Положение о кабинете.

6. Информационное обеспечение деятельности Службы
7.1. Служба осуществляет информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о персональных результатах личностного и интеллектуального развития обучающихся, полученных в результате мониторинговых исследований и индивидуальных обследований.
7.2. Служба осуществляет информирование педагогов ОО о неперсонифицированных результатах личностного и интеллектуального развития обучающихся, полученных в результате мониторинговых исследований.
7.3. Служба обеспечивает администрацию ОО информацией об удовлетворенности участников образовательного процесса различными сторонами жизни школы.
7.4. Служба обеспечивает администрацию ОО информацией по дополнительной занятости и внеурочной деятельности обучающихся.

7. Внешние и внутренние связи
8.1. В своей деятельности Служба взаимодействует по вопросам нормативно-правового обеспечения, стратегии развития, планирования деятельности и отчетности, информационного обеспечения и мониторингов, по повышению квалификации и профессиональной компетенции кадров и научно-методического обеспечения с департаментом образования Вологодской области, АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования», ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования», БОУ ДОД ВО «Региональный центр дополнительного образования детей», муниципальными органами управления образованием, государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями. Служба работает в контакте с учреждениями и организациями здравоохранения, социальной защиты, семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным организациям в воспитании и развитии обучающихся (воспитанников).
8.2. Сотрудники Службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями обучающихся.

8. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения.
9.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором ОО в связи с изменениями и дополнениями в нормативно-правовых документах, на основании которых осуществляется деятельность Службы, по предложению руководителя и /или специалистов Службы.

9. Основные понятия

Адаптированная программа – адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ч.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Обучающийся с особыми возможностями здоровья — обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ч. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»)
Служба ППМС – сопровождения — служба организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, объединение организаций и специалистов разного профиля (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов) осуществляющих процесс сопровождения в образовании

{jcomments on}