Региональная модель
психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения
системы образования Вологодской области
Деятельность по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному обеспечению образования Вологодской области регламентируется:
— международными актами в области защиты прав детей и молодежи.
— Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ N 273 от 29 декабря 2012г.).
— федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации (указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»).
— постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года №497 «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года»).
— приказами, распоряжениями, письмами Министерства образования и науки РФ (приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ», приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования», приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).
— Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ДОО, приказ от 17.10.2013 № 1155, ФГОС НОО, приказ от 6 октября 2009 №373, ФГОС ООО, приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897, ФГОС СОО, приказ от 17 мая 2012 г. № 413, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, приказ от 19 декабря 2014 № 1598, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ от 19 декабря 2014 № 1599).
— Профессиональными стандартами педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»), педагога-психолога (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Нормативным основанием для реализации психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения образования на региональном уровне служат следующие нормативные документы:
— Стратегия развития образования Вологодской области до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22.04.2013 № 445.
— Государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013 – 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 г. №1243.
— План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования на 2013 – 2018 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 19.04.2014 № 419 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 25.02.2013 № 201.
— Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области, утвержденная распоряжением Губернатора области от 24.12.2012 № 2968-р.
— Концепция и Положение о региональной службе комплексного сопровождения детей в образовании, утвержденные приказом Департамента образования Вологодской области от 3 апреля 2007, № 665.
— Положение о Центральной и Территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях Вологодской области, утвержденное приказом Департамента образования Вологодской области от 30.12.2013 г. № 3276.
— Планы-графики реализации федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденные приказами Департамента образования Вологодской области.
— Положение о базовой общеобразовательной организации, утвержденное приказом Департамента образования Вологодской области от 13.08.2015 г. № 2264.
II. Принципы проектирования региональной модели службы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения образования:
Служба психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения образования – современный ресурс повышения качества образования. Нормативную правовую основу Службы составляет Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования, национальная доктрина образования на период до 2025 года (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»). Служба психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в системе образования Вологодской области (далее — Служба) представляет собой систему психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения деятельности в сфере образования, направленного на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ (далее – ООП), развитии и социальной адаптации.
Основная цель Службы – сопровождение решения образовательных задач с использованием психолого-педагогических, социальных, медицинских технологий. Организация сопровождения предполагает сетевое взаимодействие образовательных организаций и организаций — социальных партнеров, партнерство специалистов сопровождения с педагогами, в рамках которого часть задач по сопровождению может быть реализована педагогами в соответствии с профессиональным стандартом педагога; задачи сопровождения формулируются (корректируются) в соответствии с достигаемыми образовательными результатами, которые в условиях реализации новых образовательных стандартов носят системный характер. Задачи по сопровождению могут быть реализованы с использованием разных организационных моделей на муниципальном и институциональном уровне (преимущественно специалистами ОО; специалистами ОО совместно с ПМСС-центрами, социальными партнерами; преимущественно специалистами ПМСС-центров (социальными партнерами). Эффективность деятельности Службы определяется позитивной динамикой решения образовательных задач (мероприятий по сопровождению).
Деятельности Службы строится на основе принципов:
- законности;
- уважения и соблюдения прав, законных интересов ребенка;
- добровольности получения психологической помощи;
- доступности получения психологической помощи;
- конфиденциальности;
- научной обоснованности;
- профессионализма;
- равнозначности программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения;
- актуализации собственного потенциала ребенка в решении задач сопровождения.
Основные направления деятельности по сопровождению согласно нормативным правовым документам:
Сопровождение адаптированных программ (детей с ОВЗ);
Сопровождение переходных уровней образования;
Сопровождение актуальных задач образовательной политики (введение и реализация новых федеральных образовательных стандартов и др.)
Институциональный уровень (1 ст.специалиста на 500 детей)
1. Институциональная модель, реализуемая преимущественно специалистами ОО
Субъекты реализации:
Заместитель директора/директор, координационный совет (педсовет), наблюдательный совет, иные коллегиальные органы ОО). Специалисты Службы ОО, Специалисты ПМСС-центра, базовых образовательных организаций (ИМЦ), специалисты организаций партнеров (по договору), педагоги ОО.
Функционал:
Заместитель директора, коллегиальный орган образовательной организации (педсовет, наблюдательный совет, иные коллегиальные органы ОО)
• Разработка локальных нормативных правовых документов Службы образовательной организации
• Организация деятельности Специалистов по сопровождению в соответствии с ООП, на основе анализа образовательных результатов ОО, рекомендаций муниципального управления образованием по сопровождению задач актуальной образовательной политики.
• Организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
• Организация деятельности по сопровождению адаптированных образовательных программ в соответствии с рекомендациями ПМСС-центра.
• Формирование запроса на сопровождение актуальных задач образовательной политики (работы по восстановительной медиации, сопровождению ребенка в следственных действиях) специалистам базовой школы, специалистам партнерских образовательных организаций (КДН и др.)
Специалисты Службы ОО
• Обеспечение основных направлений Сопровождения с использованием психолого-педагогических, социальных, медицинских технологий.
• Проведение диагностики, консультирования, коррекционно-развивающих занятий (занятий во внеурочной деятельности), организация и проведение психологического просвещения с субъектами образовательной деятельности согласно ООП ОО (ДО, НОО, ООО, СОО)
• Сопровождение адаптированных программ (при дистанционной поддержке консультантов коррекционных школ, ПМСС-центров)
• Сопровождение новых образовательных стандартов (включая профилактику ПАВ, жестокого обращения и профилактику суицидов)
• Сопровождение переходных уровней образования
• Сопровождение актуальных задач образовательной политики (школьная медиация докриминальных случаев).
Педагоги ОО
• Реализация рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности.
• Проведение диагностики в рамках программы ООП совместно со Специалистами ОО.
• Реализация программ внеурочной деятельности, программ ЗОЖ, профилактики немедицинского употребления ПАВ, жестокого обращения в сотрудничестве со Специалистами.
• Реализация профориентационных программ в сотрудничестве со специалистами
Планируемые результаты: сформированный пакет нормативных правовых документов Службы на институциональном уровне. Позитивная динамика адаптации обучающихся к переходным ступеням, позитивная динамика результатов сопровождения образовательных задач в соответствии с ООП, планируемыми образовательными результатами.
2. Модель, реализуемая Специалистами ОО совместно с ПМСС-центрами, социальными партнерами (1 ст. специалиста на более чем 500 обучающихся).
Субъекты реализации.
Заместитель директора/директор, координационный совет (педсовет), наблюдательный совет, иные коллегиальные органы ОО). Специалисты Службы ОО, Специалисты ПМСС-центра, базовых образовательных организаций, специалисты организаций партнеров (по договору), центра психолого-педагогического сопровождения АОУ ВО ДПО «ВИРО» (по договору), педагоги ОО.
Функционал:
Заместитель директора координационный совет (педсовет):
• Разработка пакета локальных нормативных правовых документов институционального уровня.
• Организация деятельности Специалистов по сопровождению в соответствии с ООП, на основе анализа образовательных результатов ОО, рекомендаций муниципального управления образованием.
• Организация реализации парциальных программ сопровождения на основании договоров с ПМСС-центром, организациями — социальными партнерами.
• Организация деятельности по сопровождению адаптированных образовательных программ на основе договоров между ОО и ПМСС-центрами, ОО и специалистами партнерских образовательных организаций.
• Организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Специалисты ОО
Частичное обеспечение сопровождения основных направлений Сопровождения с использованием психолого-педагогических, социальных, медицинских технологий. Проведение диагностики, консультирования, коррекционно-развивающих занятий (занятий во внеурочной деятельности), организация и проведение психологического просвещения с субъектами образовательной деятельности согласно ООП ОО (ДО, НОО, ООО, СОО).
Социальные партнеры.
• Реализация программ сопровождения образовательной организации в соответствии с ООП (по договору)
• Реализация парциальных программ (по договору).
Педагоги ОО.
• Реализация рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности.
• Проведение диагностики в рамках программы ООП совместно со Специалистами ОО.
• Реализация программ внеурочной деятельности, программ ЗОЖ, профилактики немедицинского употребления ПАВ, жестокого обращения на основе методических материалов Специалистов базовых школ, ПМСС-центров.
• Реализация профориентационных программ в сотрудничестве со специалистами
Планируемые результаты: сформированные локальные нормативные правовые документы на институциональном уровне. Позитивная динамика адаптации обучающихся к переходным ступеням, позитивная динамика результатов сопровождения образовательных задач в соответствии с ООП, планируемыми образовательными результатами.
3. Институциональная модель Сопровождения с привлечением сторонних Специалистов (для ОО без штатных специалистов)
Субъекты сопровождения.
Заместитель директора/директор, координационный совет (педсовет), наблюдательный совет, иные коллегиальные органы ОО). Специалисты ПМСС-центра, базовых образовательных организаций, специалисты организаций партнеров (по договору), центра психолого-педагогического сопровождения АОУ ВО ДПО «ВИРО» (по договору), педагоги ОО.
Функционал:
Заместитель директора, координационный совет (педсовет):
• Разработка нормативной базы психолого-медико — социальной помощи детям ОО.
• Организация деятельности по сопровождению (в том числе адаптированных образовательных программ) на основе сетевого взаимодействия, договоров между ОО и ПМСС-центрами, ОО и специалистами партнерских образовательных организаций по согласованию с управлением образования
• Организация реализации рекомендаций ИМЦ (специалистов базовой школы) по сопровождению во внеурочной и урочной деятельности
• Организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Социальные партнеры
• Реализация программ сопровождения образовательной организации в соответствии с ООП (по договору)
• Реализация парциальных программ (по договору).
Педагоги ОО
• Реализация рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности.
• Проведение диагностики в рамках программы ООП совместно со специалистами базовой школы.
• Реализация программ внеурочной деятельности, программ ЗОЖ, профилактики немедицинского употребления ПАВ, жестокого обращения на основе методических материалов Специалистов базовых школ, ПМСС-центров, рекомендаций и материалов АОУ ВО ДПО «ВИРО» (центра службы психолого-педагогического сопровождения образования).
• Реализация профориентационных программ в сотрудничестве со специалистами
*Принятые сокращения:
Служба сопровождения, Служба- Служба организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, объединение организаций и специалистов разного профиля (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов) осуществляющих процесс сопровождения в образовании.
Специалисты – педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи, медицинские работники.
{jcomments on}